Суд в исполнительном производстве. Участники исполнительного производства
Участники исполнительного производства в гражданском процессе подразделяются на четыре большие группы.
1. Органы принудительного исполнения в лице судебных приставов-исполнителей и в целом всей службы судебных приставов в той мере, в какой ее отдельные должностные лица наделены полномочиями по разрешению вопросов в стадии исполнительного производства.
2. Суд как участник исполнительного производства. Организационное отнесение исполнительного производства к ведению органов исполнительной власти не снимает с судов целого ряда существенных полномочий по решению вопросов его развития, начиная с выдачи исполнительного листа, заканчивая прекращением исполнительного производства.
Участие суда в исполнительном производстве может быть сведено в основном к следующему.
Во-первых, на суд возлагается разрешение вопросов об обеспечении иска как гарантии будущего исполнения его решения.
Во-вторых, судебные приставы-исполнители исполняют ту часть решения, которая называется резолютивной, она впоследствии переносится в исполнительный лист. Именно от правильности и точности формулировки судом резолютивной части порой зависит в немалой степени быстрота и результативность исполнительных действий.
В-третьих, в компетенции суда осталось решение ряда существенных вопросов исполнительного производства, например выдача исполнительного листа либо возможность выдачи нескольких исполнительных листов по одному судебному акту, решение вопросов восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного документа ко взысканию, разъяснение судебного акта для целей его исполнения, отсрочка или рассрочка исполнения, изменение способа и порядка исполнения, поворот исполнения решения, отложение, приостановление, прекращение исполнительных действий и целый ряд других вопросов в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и ГПК.
В-четвертых, суд осуществляет контроль за действиями и постановлениями судебного пристава-исполнителя и старшего судебного пристава. Жалобы заинтересованных лиц на их действия и постановления подаются в суд с учетом вида исполнительного документа.
Подведомственность указанных дел разграничивается между арбитражными судами и судами общей юрисдикции следующим образом. В соответствии с п. 1 ст. 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в арбитражные суды подаются жалобы на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, в том числе на отказ в совершении указанных действий, включая отвод судебного пристава-исполнителя. Во всех остальных случаях жалобы на указанные действия и бездействие судебного пристава-исполнителя подаются в суд общей юрисдикции. Таким образом, на суды общей юрисдикции возложено осуществление судебного контроля за действиями судебных приставов-исполнителей по всем видам исполнительных документов, за исключением выдаваемых арбитражными судами.
После введения в действие нового АПК возник положительный конфликт подведомственности. АПК изменил правила подведомственности, в том числе и при оспаривании решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей. В частности, в ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК в основу разграничения предметов ведения с судами общей юрисдикции положен не критерий "кем выдан исполнительный документ", а, прежде всего, предметный критерий - спор должен быть связан с предпринимательской и иной экономической деятельностью. В этом плане в сферу подведомственности арбитражных судов с точки зрения подходов нового АПК подпали споры в сфере исполнительного производства, связанные с исполнением не только исполнительных документов, выданных арбитражными судами, но и других исполнительных документов, которые затрагивают права граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности указанные в пп. 5 и 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Данное положение подчеркнуто в п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Здесь отмечено, что ч. 1 ст. 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве" после введения в действие АПК должна применяться с учетом его положений, согласно которым арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель, кроме тех случаев, когда оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции.
Похожие работы: